«МХАТ – ХХ век. Театральные сокровища» – так называется выставка, которая демонстрируется сегодня в ростовском филиале Шолоховского музея-заповедника.
Для многих ценителей театрального искусства само слово «МХАТ» – почти сакральное. Эту выставку Музей МХАТа подготовил специально для «Шолохов-Центра». На ней представлены экспонаты, освященные именами Станиславского и Немировича-Данченко – создателей легендарной труппы, великих артистов, игравших в разные годы на мхатовской сцене. Никогда прежде свои театральные сокровища Музей МХАТа за пределы Белокаменной не вывозил.
Уже в первом зале – подлинные реликвии: костюмы к спектаклю «Царь Федор Иоаннович», поставленному по пьесе Алексея Толстого. Именно с этой постановки осенью 1898 года и началась история МХАТа. Вернее, тогда еще только МХТ: Московского художественно-общедоступного театра. Буква «А» в его аббревиатуре, обозначающая «академический», появилась позже.
С первых своих шагов этот коллектив перевернул представления о том, что такое хорошо сыгранная роль, сценическая правда, стал пространством художественного эксперимента.
Знаковой постановкой стала для этого театра «Снегурочка» по пьесе Островского. Была поставлена сверхзадача: показать публике красоту русского Севера. Отправились в этнографическую экспедицию на Вологодчину, и привезли оттуда сундуки новых сокровищ: повседневные и праздничные крестьянские одежды, а также женские украшения, сделанные руками местных народных умелиц.
- Шила платья для царицы, для первой русской кинозвезды Веры Холодной, создавала костюмы для мхатовских спектаклей.
Это – о талантливом, удивительном художнике по костюмам Надежде Петровне Ламановой.
– Надежда Петровна не умела (или не хотела) ни кроить традиционным способом, ни рисовать, но при этом была наделена превосходным художественным вкусом и творческой фантазией, – рассказывала на открытии выставки директор Музея МХАТа Марфа Николаевна Бубнова. – Обходилась Ламанова без эскизов: драпировала ткань по фигуре.
Примерки при такой методе могли растягиваться на несколько часов. Выносить это было нелегко, но результат стоил страданий. В «Шолохов-Центре» свидетельством тому – костюмы Ламановой к спектаклям «Отелло» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Значительная часть выставки посвящена спектаклям МХАТа по чеховским пьесам. Дело, конечно, вовсе не в том, что Чехов – наш земляк, и, собираясь на Дон, Музей МХАТа сделал упор на «региональный компонент». Имя Чехова с историей этого театра связано неразрывно.
На мхатовской сцене 17 декабря 1898 года показали «Чайку». Прошла она с оглушительным успехом. Это было вдвойне отрадно, поскольку состоявшаяся двумя годами раньше премьера «Чайки» в Александринском театре Петербурга окончилась оглушительным провалом.
Чеховская «Чайка» стала своего рода художественным манифестом МХАТа, открыла для него новые творческие горизонты.
В этом разделе выставки преобладают элегантные костюмы, созданные мастерами МХАТа для исполнительниц ролей чеховских героинь. Но есть и мужской. Тот, в котором великий Смоктуновский играл главную роль в спектакле «Иванов».
Рискну предположить, что это – единственный экспонат выставки, который Москву все же покидал. Правда, прежде, чем стал экспонатом.
Дело в том, что в 1970-х годах Иннокентий Смоктуновский дважды приезжал на родину Чехова, чтобы сыграть Иванова в одноименном спектакле, шедшем тогда на сцене Таганрогского драмтеатра.
Таганрожцы мечтали, что Смоктуновский вернется в эту постановку еще, – не сбылось. А вот его сценический костюм на Дон, получается, все-таки вернулся…
Музей МХАТа существует с 1923 года. Идея его возникла у Станиславского намного раньше. Едва ли не после первых постановок.
Сегодня фонды Музея МХАТа – это 330 тысяч единиц хранения. В «Шолохов-центр» привезли около двухсот театральных сокровищ. В Ростове они проведут все лето: выставка будет открыта до 9 сентября.
Пока никто не оставил свой комментарий.