Танцевальный бал в Ростове

Наконец приблизившись, мы видим афишу, расположенную у входа в летний театр:

 

 

РОСТОВСКИЙ ТЕАТР И САД

«Сегодня 5-го июня последняя гастроль

Императорского балета

при участии известной прима-балерины Ю.Н.СЕДОВОЙ  и балерины Е.А.СМИРНОВОЙ

1)  Лебединое озеро                                            2) Волшебная флейта

балет в  2-х д-х соч. Петипа                                     комич.балет 1д.

П.И.Чайковского                                                        соч.Иванова

                                                                                          муз.Дриго

                                        3) Большой дивертисмент

нач.8 1/2 час.веч.

Продажа билетов  в муз.маг. Адлера

в день спектакля - в кассе  театра

__________________________________________________

Гл.адм.тов-ва артисты Императорских театров С.И.Пономарев и И.И.Гекрыгин.

 

 

 

Cреди ростовцев в те дни только и слышно было «Куда же мы направимся сегодня?» - говорил ростовец с тростью другому.  «А не пойти ли нам в летний театр?! Кстати,  вы не забыли, что у нас по билету в кармане? Места хорошие, партер. Балерину сегодня будет видно прекрасно». - «Да, вы правы!» - отвечал ростовец в пенсне.  «Бенефис самой госпожи Седовой-Шидловской из Санкт-Петербургского Императорского театра».Проходя через городской сад, любуясь чудесными экзотическими растениями, выставленными отдельно, между пышных клумб и цветников, слушая пение птиц и наблюдая как обмахиваясь от жары большими цветными веерами дамы вместе галантными кавалерами, постепенно шествовали к летнему театру, друзья заметили, как с афиши стирали неправильно написанную фамилию одного из администраторов балета. Это была фамилия  Гекрыгин, которую заменили на Чекрыгин.

Когда начался спектакль, публика несколько была в смятении от того, что в первый день вначале пошла «Волшебная флейта», а не «Лебединое озеро». Дело было в том, что попавшие в городской театр ростовцы, соблазненные обещанным симфоническим оркестром, обнаружили, что вместо целого оркестра, было всего десять человек оркестрантов коммерческого клуба. Можно было различить возгласы во время исполнения танца в балете «Лебединое озеро»:

- «Где же ваш союз фортепьяно с фисгармонией!». А другой голос тихо вторил ему: - «Как жестоко они поступают с нежным «Лебединым озером» этим прекрасным созданием Чайковского!

Одна дама  протянула по-французски: «Helás!» (Увы!)

- Но, можно было понять и оркестрантов, аккомпанировавших прима-балерине. Не могли же они вдесятером, будучи музыкантами любителями, заменить целый симфонический оркестр Императорского театра. А ведь некоторые из них были очень талантливыми, особенно выделялся малолетний скрипач Соловьев.

Публики на представлении было значительно больше, чем в прошлом году. Также как и в прошлом году труппа приехала «без декораций и обстановки», поэтому  воспользовались здешними. Танцевальный бал в целом удался в виду технического мастерства балерины. Прима-балерина Императорского балета Ю.Н. Седова-Шидловская прекрасно исполнила все танцы на пуантах, пластические образы созданные ею покорили ростовцев. Под стать прима-балерине была и её напарница Е.А. Смирнова с виртуозной  техникой и высокими прыжками.

 Зрители-ростовцы, «взысканные музами», одухотворенные, вдохновленные пластическими образами, созданными прима-балериной Императорского театра Ю.Н.Седовой и балериной Смирновой Е.А., осыпали их цветами по окончанию спектакля. Долго гремели благодарными аплодисментами, неоднократно опускался и поднимался занавес в летнем театре и восторженные зрители не хотели отпускать полюбившихся им героинь балетного спектакля, снова и снова вызывая их на сцену криками «бис!»  и «браво!». В это время в другом конце городского сада царили «вивёры» или «прожигателями жизни». Утончённое, изящное искусство, которым является балет, их не интересовало, слышались их крики: «Извозчик, – «Буфф!», «Извозчик, – «катай в «Аполло»! Эту публику больше притягивали присяжные фокусники, оккультизм, медиумы; некоторые ушли на  лекции об ином мире и четырехмерном пространстве, а многие  же  направлялись в кафе-шантаны. Они брали своих дам и уезжали на элегантных колясках, уезжали есть салат из омаров, жиго из барашка с гарниром; их привлекали индейки, дупеля, бекасы, парфэ, фрукты, чай, кофе, ликёры, мокка.  

                                            

В другом конце сада шло грандиозное гуляние...

Вход в сад стоил 30 копеек. Стояла жаркая погода при полном бездождии. Посетители городского сада отдыхали от жары на нижних террасах сада, наслаждаясь плеском воды фонтана прекрасного грота, дамы прятались  под прекрасными кружевными зонтиками от солнца, и все вместе любовались белокрылыми лебедями с изящными изгибами длинных шей, напоминающих руки балерин. Балерина Ю.А. Седова-Шидловская обещала бенефис в Ростове, в присутствии провинциальной публики, где пойдет балет «Эсмеральда» или «Собор Парижской богоматери». Но обещанный бенефис 9 июня балерины Ю.Н.Седовой-Шидловской не состоялся «из-за болезни дирижёра г-на Чекрыгина». В дальнейшем в газете «Приазовский край» от 10 июня 1908 года, было опубликовано письмо в редакцию газеты, в котором г-жа Ю.Н. Седова-Шидловская пояснила, что «выхлопотать часть оркестра у коммерческого  клуба стоило им больших хлопот». Местные декорации и обстановка ей понравились, как и в прошлом году, свои декорации они не привезли. За то, что Императорский оркестр не приехал, она просила не осуждать их, и в письме в редакцию газеты «Приазовский край» пояснила: «посоветую лицам, которым не нравится здешняя обстановка и оркестр, приехать к нам в Санкт-Петербург».

Балерина Ю.Н.Седова – Шидловская полюбила ростовскую публику и ждала ее с нетерпением в Санкт-Петербурге. Пластические образы, выражающие в танце любовь, печаль, тоску, радость, а также виртуозность  техники обеих балерин (Ю.Н.Седовой – Шидловской и Е.А.Смирновой), покорили ростовцев.

Автор: Владимир Портыченко

 

 

Седова Юлия Николаевна [9. (21). 3.1880г. Петербург, - 23.11.1969г. Канн (Франция)], русская артистка, педагог. По окончании Петербургского театрального училища (педагог Чеккетти), в 1898 – 1911, 1914 – 1916 в Мариинском театре. Первая крупная партия – Тереза («Привал кавалерии» Армсгеймера, 1899г.). Обладала ярким темпераментом, высокой техникой, виртуозными вращениями. Танцевала в балетах постановки М.И. Петипа и Л.И. Ивановым, Сен-Леоном, Ж.Перро и др. Среди  партий «Царь - девица», Заэль («Ручей» Делиба и Минкуса), Низия («Царь Кандавл» Пуньи), Одетта – Одилия, Аврора, Китри, Град,  («Времена года»). Флер де Лис («Эсмиральда»), Мирта («Жизель»), Гамзетти («Баядерка»). Пользовалась успехом в характерных танцах (русский танец – «Фея кукол», венгерский – «Лебединое озеро», мазурка – «Раймонда»). В сезоне 1904-1905 выступала в Большом театре в Москве. Гастролировала в других городах и заграницей, в т.ч. в 1911-1914 в Европе и в США (партнер – М.М. Мордкин). С 1918г. жила во Франции. Работала балетмейстером и педагогом. Руководила школой танцев в Ницце.

Смирнова Елена Александровна (1888, Петербург, - 15.1.1934, Буэнос-Айрес), русская артистка и педагог с 1905 была ученицей Петербургского театрального училища, выступала на сцене Мариинского театра. По окончании училища (педагог М.М. Фокин) в 1906 – 1920 в труппе этого театра. Одновременно много гастролировала по России (Москва, города Сибири) и заграницей (Париж, Лондон, Нью-Йорк, Токио). В 1909г. участвовала в первом Русском сезоне в Париже.

С 1920г. жила заграницей. В 1921-1926гг. вместе со своим мужем Б.Г.Романовым руководила труппой «Русский романтический балет» (организован в Берлине). Смирнова обладала  темпераментом, точной, виртуозной техникой. Ее лучшая партия в классическом репертуаре  - Китри. Танцевала также партии Авроры, Одилии. Особенно успешно выступала в постановке Романова (балет «Андалузиана», концертные номера) с 1928г. вела педагогическую работу в Буэнос-Айросе.

Светлов (псевд., наст.фал. – Ивченко) Валерий Яковлевич [17 (29).10.1860г. Петербург, - 1934, Париж], русский балетный критик. В 1890-х начал писать о балете, поддерживал преобразования М.М. Фокина (реформы в балетном танце). В 1909г. – член Комитета по организации Русских сезонов заграницей. С 1917г. жил во Франции (Париж). Автор сценария балета «Принц - садовник» Давидова (1906, по Андерсену). М.М.Фокин на сюжет сказки Светлова поставил балет «Эрос» на музыку Чайковского П.И. (1915г.)

Создать QR-код
Добавить комментарий:

Добавление комментариев доступно зарегистрированным пользователям

Комментарии:
    Пока никто не оставил свой комментарий.