Дом Г.Г. Пустовойтова. Нынче «ЦУМ»
С присоединением города Ростова-на-Дону в 1888 году к Области Войска Донского усиливается культурная и воспитательная роль религии. Крестные ходы собирают тысячи паломников, вовлекая прихожан церквей и храмов не только Ростова-на-Дону, а и Азова, Старочеркасска, Аксая, Новочеркасска и других станиц и городов.
Некоторые из икон были чудотворными. Например, в Аксае хранилась икона Божьей Матери, называемая в народе иконой Аксайской заступницы. Во время эпидемий холеры и чумы на территории Войска Донского она творила чудо, спасая от бедствий.
Вереница православных паломников тянулась через Ростов и другие населённые пункты, вовлекая всех верующих. Живописное красочное шествие с хоругвями и иконами, с пением церковных гимнов устремлялось к храму Александра Невского на Ново-Базарной площади — пожалуй, самому красивому в городе. Этот храм целиком был построен на пожертвования купцов и горожан и прежде всего — купца П. И. Ильина.
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР ОСЕНЯЛ ГОРОД |
Вся жизнь купца Ильина являла собой образец мужества и жертвенности. До конца своих дней он, даже будучи тяжелобольным человеком, пристально следил за строительством храма. И его пожертвования поступали всегда своевременно, равномерно, независимо от дотаций городской Думы. Умер Ильин в 1905 году, не дожив до завершения строительства Храма и освящения его в 1908 году. Жертвовали также на церкви, церковно-приходские школы, дома призрения и трактиры для богомольцев другие ростовские купцы: Шушпанов, Яблоков, Максимов.
Николай II любил казаков Войска Донского. В 1904 г. он приехал на Дон, посетил Новочеркасск и Ростов-на-Дону, чтобы проводить казаков с торжествами и почестями на Русско-японскую войну. Жители обоих городов встретили государя Императора с огромным воодушевлением.
Через Ростов-на-Дону пролегала дорога на Кавказ. Недалеко от города на почтовой станции останавливались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов,
В Ростове-на-дону были А. С. Грибоедов, М. С. Глинка, Л. Н. Толстой, декабристы, сосланные на Кавказ. Летом 1891 г. в ростовском порту работал А. М. Горький. Вместе с другими грузчиками он выгружал кожи, таскал на спине мешки с зерном, тюки с табаком и получал до 75 копеек в день.
В 1901 г. в наш город прибыл известный учёный-радиофизик А. С Попов, под руководством которого была установлена радиосвязь между Ростовом и устьем Дона. В 1903 г. в Ростове-на-Дону выступил с огромным успехом великий певец Ф. И. Шаляпин.
Как же проводили досуг ростовцы?
В то время, в конце XIX века, гремели две огромные ярмарки — Рождественско-Богородичная и Вознесенская. Во время их проведения устраивались пышные народные гуляния, особенно красивыми они были на масленицу. Молодёжь играла в чехарду, каталась на каруселях, санках, коньках, купцы соревновались в поедании блинов. В печати мы можем найти интересные описания этих соревнований — так, например, один купец съел 76 блинов, но другой победил его, съев 79 блинов, однако не рассчитал свои силы и умер. Из курьёзов можно отметить моду барышень тех лет на фетишизм. Так, одна хрупкая барышня-ростовчанка влюбилась в собственные ботинки, чахла от любви и никуда не выходила; спасение ей принесло лечение... виноградом.
Любимым досугом жителей была рыбная ловля в реке Дон. Барчуки развлекались ловлей рыбы в сачки с берега. Рыбы было сказочно много, большой лещ стоил копейку и назывался «чебак». Лещ поменьше стоил 0,5 копейки. Для сравнения: булка хлеба стоила 4 копейки. Рыбы было так много, что в соседних с Ростовом станицах — Нижне-Гниловской и Александровской — высохшей рыбой топили печи.
Излюбленным местом отдыха ростовчан был ростовский городской сад, который сейчас называется парком имени Горького. Но с большим основанием его можно было назвать «Городским садом имени А. М. Байкова», градоначальника тех времён. Он много сделал не только для городского сада, но и для благоустройства всего города Ростова-на-Дону. При нём был проведён водопровод, введено электрическое освещение, замощены улицы. Город приобрёл привычный для нас современный вид.
После трудовой недели горожане меняли свою повседневную одежду на выглаженные парадные костюмы с жилетами и при галстуках или бабочках на накрахмаленных рубашках выходили на прогулку в свой любимый городской сад. В городской сад допускалась только хорошо одетая и состоятельная публика. По пути и в самом городском саду, среди прекрасных цветников и пышных клумб, они живо обсуждали новый архитектурный облик строящегося Ростова-на-Дону.
«Идёшь по Большой Садовой, — говорил один ростовец с тростью другому, — и удивляешься, какие пузатые балконы в особняках у наших купцов...» «А при входе в парк, — подхватывал собеседник, — смотрите, какая новая ротонда в мавританском стиле, вон еще одну уже достраивают, в стиле модерн...». И действительно, всегда вспоминается облик нашего старого города, когда смотришь на изумительную кладку старых домов, на фасадную лепнину, на ажурные кованые ограды старых особняков и на узорчатые решётки и плитки парадных доходных домов, на резные двери и фигурные переплёты окон с кое-где сохранившимися ещё «теми» стёклами.
В городском саду всегда было весело, звучала музыка: популярные в те времена вальсы Чернецкого и ставший очень известным во время Русско-японской войны вальс «Амурские волны», действовали различные аттракционы, работал летний театр. Рядом с городским садом был построен каменный театр Асмолова. Напротив горсада на Большой Садовой с начала века работал электробиограф — первый немой кинотеатр того времени в Ростове-на-Дону. На этом месте долго находился кинотеатр «Комсомолец».
Галантные кавалеры приглашали дам прогуляться и попить с ними чаю. На дорожках городского сада горожане осваивали новый вид развлечений — катание на велосипедах. Но не все могли получить в то время такую прекрасную «долю удовольствия».
Вот что писала по этому поводу газета «Донская пчела» в 1879 г., напечатав письмо в редакцию: «...мне не раз приходилась слышать голоса недовольных по поводу «народных гуляний», устраиваемых в воскресные дни в (городском саду), то есть в такие дни, когда весь ремесленный и рабочий люд, не разгибавший спины в течение целой недели, имеет право, как и всякий труженик, получить свою долю удовольствия, а между тем для него это становится невозможным. Говоря «невозможным», я основываюсь на следующих довольно красноречивых фактах, не требующих комментариев. На фабриках Кушнарева и Асмолова женщина вырабатывает в течение недели от 2,5 до 3,5 рублей серебром, мужчина — от 4 рублей до 5,5 рублей, на заводах Грагам и Фронштейна самым приличным недельным заработком считается 6-7 рублей серебром. Следовательно, из этого можно заключить, почему рабочему человеку становится невозможным получить свою и без того малую долю удовольствия.
30 копеек (плата за вход в сад во время гуляний) для него — существенный вопрос в то время, когда он, может быть, обременён целым семейством».
Городской голова Андрей Матвеевич Байков (1831— 1889), дворянин по происхождению, оставил особый след в жизни нашего города. Благодаря Байкову Ростов-на-Дону стал центром культуры и образования всего Юга России. На него всегда было обращено внимание правительства. Другие городские головы, избранные после смерти "Байкова, — И. С. Леванидов и Е. С. Хмельницкий — следовали намеченному им плану. Просьбы рабочих о предоставлении им большего времени для удовольствий, подобные тем, что были описаны в «Донской пчеле» в 1879 г., не могли оставаться без внимания царского правительства.
Учитывая пожелания и просьбы народа и рабочего люда, государь император Николай II повелел: «Кроме праздников и воскресных дней, указанных в статье б Высочайше утверждённого мнения Государственного Совета, Высочайше повелено включить в расписание ещё следующие три праздника: 2(15) февраля «Сретение Господне», 14(27) сентября «Воздвижение креста Господня» и 21 ноября (4 декабря по новому стилю) «Введение во храм Пресвятой Богородицы» с тем, чтобы означенные праздники по просьбе рабочих могли быть заменены. другими особо чтимыми в известной местности, таким образом учитывались пожелания самих рабочих и всего народа, которые могли чтить Высочайших особ, не испытывая при этом со своими хозяевами неудобств на работе» (об этом сообщила газета «Приазовский край» №321 от понедельника, 4 декабря, 1900 года, отдел «Местная хроника»).
Пресса того времени была прогрессивной и ядовитой, что отчасти объяснялось небольшой зарплатой редакторов и корректоров местных газет, а также тем, что ростовская дума мало заботилась о досуге ростовчан, и купцы благотворительствовали и жертвовали немалые суммы на народные гуляния.
Кто же эти купцы? У нас на слуху имена этих «отцов города», миллионеров — Парамонов, Пустовойтов, Асмолов... Стоит отметить, что Парамонов-младший много средств пожертвовал на книгоиздательство, на библиотечное дело. Ремесленные классы и училища также пользовались его поддержкой и благотворительностью.
В ростовских газетах «Приазовский край», «Донская пчела» и распространявшихся в Ростове «Донских ведомостях» в период с 1870-го по 1882 г. постоянно обращалось внимание на безразличие городских органов — Думы и Управы, — на нежелание их организовать обучение детей и их досуг. В это время Байков не занимал поста главы муниципалитета.
В начале 90-х годов в Ростове не было ремесленного училища или учебных мастерских, в которых дети «недостаточных», как тогда говорили, родителей могли бы обучаться ремеслу. Представители городского управления, которые оставались без своего начальника Байкова, не заботились об организации какого-либо надзора, о частных мастерских, которые пользовались трудом отданных в обучение им детей.
Ещё в 1869 г. в Ростове-на-Дону в Ткачёвском переулке благодаря усилиям Байкова был открыт первый в городе ремесленный класс, в котором обучались столярному, токарному, слесарному и переплётному делу. Учебные заведения подобного рода предназначались для детей бедных ремесленников, «кухаркиных детей», как их тогда называли. Впоследствии эти классы перерастали в вечерние школы для рабочих и в начальные школы для их малолетних детей.
Из архивных материалов мы узнаём, что в конце 90-х годов ХIX в. в Ростове-на-Дону начинается строительство ремесленных и начальных училищ. Эти училища строились на пожертвования отдельных наиболее имущих ростовских мещан. Из пожертвований частных лиц можно отметить пожертвования Н. И. Токарева: он выстроил за свой счёт капитальное здание для начального училища. Г. И. Ткачёв — также на свои средства — почти целиком построил здание для начального училища и библиотеки-читальни. Оба этих очень уважаемых в городе гражданина пожертвовали около 60 тысяч рублей.
Ремесленные классы, начальное образование ремесленников были предметом постоянной заботы Андрея Матвеевича, Он самолично издаёт постановление, регламентирующее продолжительность рабочего дня ремесленников, даёт им перерыв на обед и отдых длительностью до полутора часов. Будучи глубоко верующим человеком, он заботится о христианском подходе, о добродетельности по отношению к малолетним ремесленникам.
Старания А. М. Байкова не проходят даром, и в 1887 году в Ростове-на-Дону получает широкое распространение «Устав о промышленности Российской империи», отдельные главы которого были посвящены ремесленной промышленности.
В 1884 году в городе была основана публичная библиотека из фонда предпринимателя Фронштейна, и «Устав о промышленности Российской Империи» можно было найти в этой библиотеке.
Придя вновь на должность главы городского муниципалитета в 1883 г., Байков дал самый сильный толчок к развитию и строительству начальных училищ и дальнейшему созданию ремесленных классов.
Благодаря кипучей деятельности А. М. Байкова в 1884 г. в Ростове было десять начальных училищ с профессиональной ориентацией, из них — семь мужских и три женских, семь содержалось за счёт средств города, а остальные — на средства мещан.
После смерти А. М. Байкова в 1889 году наступает некоторый застой, но во второй половине 90-х годов XIX века о планах Байкова опять вспоминают. Его добропорядочность, доброжелательность ставятся в пример в Думе. О Байкове пишут статьи и книги. Город продолжает жить его планами, продолжают свои пожертвования ростовские купцы и мещане.
Так, например, вдова ростовского мещанина Татьяна Ефимовна Бабикова пожертвовала в 1896 г. на строительство ремесленного училища для детей бедных ремесленников 10 тыс. рублей. В этом и в других подобных училищах дети бедных ремесленников получали необходимые в домашнем быту сведения по столярному и кузнечно-слесарному мастерству. Знания по столярному и кузнечно-слесарному мастерству распространялись также среди населения. Ремёсла в этих училищах преподавались мастерами-практиками за плату, которая составляла триста двадцать рублей в год.
Недостаточный характер существующих законодательств и большие пробелы в обучении ремеслу постоянно служили объектом критики со стороны вышеупомянутых газет.
Благодаря стараниям Байкова до каждого ростовского мастера в каждом ремесленном заведении было доведено: «Мастер обязан своих учеников учить серьёзно, обходиться с ними человеколюбивым и кротким образом, без вины их не наказывать и занимать должное время наукою, не принуждая к домашнему служению и работам».
Политика царского правительства привела к тому, что накануне 1914 года из 20000 детей г. Ростова-на-Дону, нуждающихся в начальном образовании, две трети были грамотными. Учитывая тот фактор, что в некоторых ремесленных заведениях дела шли очень хорошо и из подмастерьев вырастали грамотные и знающие своё дело мастера, можно предположить, что им была открыта дорога для получения среднего и высшего реального образования с технической профессиональной ориентацией.
Примером такого училища, куда, по-видимому, была открыта дорога для представителей ремесленного сословия — ювелиров, часовщиков, а также успешных булочников, кондитеров, пряничников, карамельщиков, — являлось Петровское реальное училище, одно из старейших учебных заведений, построенное в 1873 году. Идея его построения принадлежала А. М. Байкову.
Принимали в это училище с восьми лет. Учёба продолжалась шесть лет. При 5 и 6 классах имелись коммерческие отделения. Плата в подготовительном классе составляла 60 руб. в год, 1-4 классах — 40 рублей, а 5-7 классах — 50 руб. в год. Училище имело свою — Петровскую — церковь и ученический оркестр. Но царское правительство и лично Николай II не оставляли без внимания и представителей наиболее бедных слоев населения и ремесленного сословия. К представителям этих слоев проявлялась особая забота царя-императора и правительства.
В 1874 году по Положению о начальных училищах надзор за постановкой обучения и воспитательной работы был предоставлен местному предводителю дворянства при усиленном влиянии духовенства.
Представители дворянского сословия в тесной связи с православной церковью постоянно жертвовали большие средства на образование, призывая к пожертвованию купцов.
Постепенно шло создание воскресных школ и церковноприходских училищ под патронажем Русской Православной церкви, вечерних классов — библиотек, читален. Церковно-приходскими назывались школы, состоявшие в ведении церкви и приходского духовенства. Отличие от воскресных школ состояло в том, что в них преподавался «Закон Божий». Постепенно налаживалась организация детей и просветительского дела в школах, устанавливался правильный врачебный контроль. В соответствии с царскими (правительственными) указами и проектами рабочие в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет могли допускаться работать на фабриках и заводах с условием предоставления свидетельств об окончании курса одноклассного училища.
В 1900 году по указу царского правительства был опубликован в печати чрезвычайно важный проект. «Малолетние, нуждающиеся в школьном обучении, — говорилось в этом проекте, — не могут быть занимаемы работами в промышленных заведениях более шести часов в сутки».
Казачье население города Ростова-на-Дону и особенно Новочеркасска, Старочеркасска, Аксая, прилежно и усердно выполняя все положения этого законодательного акта, создало превосходную образовательную и воспитательную систему образования, основанную на любви к царю, Отечеству, служению Родине и православной вере.
Автор текста: В.И. Портыченко
Пока никто не оставил свой комментарий.